ГП «Зоря»-«Машпроект»
не ремонтировало ЭУ российского корабля
«Ярослав Мудрый»
От редакции.
Судя по всему, отказ в поставках украинских корабельных газотурбинных двигателей стал причиной обостренной реакции одного их бывших заказчиков ГП «Зоря»-«Машпроект». Ряд отечественных электронных СМИ, не способных, как правило, отличить судно от корабля, опубликовали по этому поводу явно тенденциозную информацию, что побудило «Зоря»-«Машпроект» выступить с обращением, которое «СиС» приводит полностью:
«В ряде украинских интернет-изданий была опубликована информация, в соответствии с которой ГП «Зоря»-«Машпроект» якобы могло передать российской стороне оборудование, необходимое для восстановления или замены аварийного двигателя ДО90 главной газотурбинной энергетической установки М27 сторожевого корабля «Ярослав Мудрый» (ВМС РФ).
Аварийный двигатель ДО90 на ГП «Зоря»-«Машпроект» не поступал и дефектацию не проходил. Техническая документация на его ремонт не разрабатывалась. Более того, предприятие ни разу не выполняло каких-либо ремонтных работ аналогичных двигателей. Таким образом, технической документации, необходимой для проведения ремонта двигателя ДО90 на ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект» не существует. Соответственно, передавать ее кому-либо предприятие не могло.
Ремонт двигателя может выполняться только при наличии необходимой материально части. Однако никаких деталей и узлов для ремонта двигателя ДО90 на ГП «Зоря»-«Машпроект» не изготавливалось. На предприятии нет и не было законсервированных агрегатов для установки М27.
В 2011 -2012 годах проходили переговоры с ОАО «Промышленная группа «Новик», которое обратилось на предприятие с просьбой провести ремонт двигателя без доставки его в Николаев на завод, предоставить соответствующую документацию и выпустить необходимую матчасть. Специалисты ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект» настаивали на проведении дефектации в условиях промплощадки завода. В ходе переговоров стороны к согласию не пришли.
Никаких заявок от российского заказчика на производство нового двигателя не поступало, переговоров не проводилось. Таким образом, предприятие не изготавливало и не располагает запасными двигателями ДО90.
Сам факт выполнения ремонта двигателя ДО90 российским предприятием ОАО «Промышленная группа «Новик» может быть поставлен под сомнение. В статье Ольги Гашковой, опубликованной в российском издании «Общероссийская общественно-политическая электронная газета «The Moscow Post», предприятия «Новик», как исполнитель такого ремонта, называется фактически несостоятельным. Автор утверждает, что предприятие не располагает не только технической документацией, но и производственными площадками, и специалистами.
Что касается обвинений в адрес ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект», стоит отметить, что это не первый случай, когда в отношении предприятия выдвигаются необоснованные подозрения. В частности, в феврале 2016 года ГП «Зоря»-«Машпроект» обвинили в поставках продукции военного назначения для ВМФ РФ: двух газовых турбин DC-71 и двух DT-59 для многоцелевого сторожевого корабля “Адмирал Григорович”, хотя последние поставки были сделаны в феврале 2014 года. В дальнейшем все взаимоотношения с российскими контрагентами по военным заказам были прекращены и не возобновляются.
Этот факт подтверждается и многочисленными заявлениями российских официальных лиц и представителей судостроительного завода «Янтарь» относительно невыполнения ГП «Зоря»-«Машпроект» заключенных контрактов и отсутствия поставок украинских морских силовых установок. В частности, об этом факте неоднократно говорил вице-премьер РФ по вопросам ВПК Дмитрий Рогозин. А буквально в начале августа 2016 года в прессе появилась неофициальная пока информация о заключении соглашения с индийской стороной о продаже недостроенных фрегатов проекта 11356 («Адмирал Григорович») в связи с отсутствием поставок силовых установок из Украины.
Сегодня очевидно, что в отношении ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект» совершаются целенаправленные действия для дискредитации предприятия, создания дополнительных сложностей для его нормальной работы.
Тем не менее, ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект» действовало и действует исключительно в соответствии с распоряжениями Государственной службы экспортного контроля, решением РНБО “Про заходи щодо удосконалення державної військово-технічної політики” и Указом Президента Украины №691/2014 от 27.08.2014.»