Мутный «Delfi» на грязном «Дельфине»
Крушение старого бункеровщика на одесском пляже: эмоции и факты. А также размышления – о предупреждении, которым, возможно, стала эта катастрофа
ЭмОцИи
К морю 22 ноября 2019 года попасть было невозможно. На спуске к ресторану «Глечик», напротив которого затонул «Delfi» – очередь дорогих машин, на прибрежных склонах добрая сотня зевак, ниже, на пляже только спасатели, машины скорой помощи и пресса. И еще – суетятся с десяток пограничников с «калашами». Совдепия какая-то. Кого они собрались стрелять?
Факты
«Delfi» находился в нейтральных водах. 20 ноября в 18:55, по информации АМПУ, судно подало сигнал SOS в зоне надзора порта Южный. Оно терпело бедствие без топлива (закончилось 18 ноября) – с неработающим двигателем и без электропитания. Для спасения был вызван буксир «GEA» и согласована постановка к причалу порта Очаков.
21 ноября в 18.35 буксирная линия оборвалась, бункеровщик начал дрейфовать в направлении Одессы.
В 01.30 22 ноября «Delfi» стал на якорь в миле от пляжа «Дельфин». В 05.00 дрейф возобновился. Приблизительно в 09.30 судно ударилось о волнорез, в 12.25, потеряв плавучесть, оно легло на правый борт.
ЭмОцИи
Люди на склонах долго не задерживаются. Очень сильный ветер, мороз, море парит, в воздухе – водяная пыль. Руки без перчаток теряют чувствительность за несколько минут. Самое сильное впечатление – время от времени, при сильных ударах волн, слышен звук судового колокола «Delfi». Жутковато…
Факты
Рейдово-портовый бункеровщик пр.585, названный в постройке «Пялица», был спущен на воду в 1974 году на болгарском ССРЗ «Иван Димитров». Длина судна 60.5 м, ширина 10.5 м, высота борта 5.5 м, осадка 4.72 м, полное водоизмещение 2287 т, дедвейт 1634 т. Пропульсивная установка – двухвальная, установлены два главных двигателя по 300 л.с., скорость хода – 9 уз.
«Пялица» числился сначала за ЧМП, затем – ГП «Ильичевский МТП», после чего перешел в частную собственность. Судном владела сначала «Одесская танкерная компания», а ныне – британская фирма Atenia Holding Ltd. Под названиями «Ekologia», «Екологія» и «Delfi» танкер использовался для доставки нефтепродуктов по Черному морю. Как правило – на порты Грузии.
В последнее время «Delfi» ходил под флагом Молдовы. Ряд косвенных данных позволяет предположить, что он мог быть задействован в операциях в контрабандной перевалке нефтепродуктов: бункеровщик необъяснимо долго находился в одном и том же районе нейтральных вод с запредельно малым экипажем (три человека при минимуме пять) и давно не ходил в рейсы. К этому следует добавить, что след «Delfi» обнаружился при расследовании СБУ преступной деятельности по ввозу нефтепродуктов в Украину.
ЭмОцИи
12.35. Начинается эвакуация экипажа гибнущего танкера. Предстоит доставить на берег капитана, старпома и матроса «Delfi». До борта всего несколько десятков метров, но попытка подойти на надувной шлюпке и гидроцикле оказывается безуспешной. Кто-то зажег на юте оранжевую дымовую шашку.
К судну вплавь отправляются специалисты ГЧЧС, спасательно-водолазной службы Одесского горсовета и военные водолазы – их можно узнать по черным гидрокостюмам.
Дикий холод, но моряки бункеровщика в обычной одежде, одеты только спасжилеты. Малейшее промедление – и гибель от переохлаждения неизбежна. В таких случаях в цивилизованных странах используют вертолеты. И спасатели и спасенные теряют силы и еле выбираются из зоны прибоя.
14.30. Все на берегу. Носилки, скорые. Один из водолазов задыхается – поражение нефтепродуктами. Скорая…
Факты
Появилась информация, что экипаж отнюдь не отказывался от эвакуации, как сообщалось ранее, но кто то “сверху” не давал команды на спасение. У капитана сломана нога, он находился по пояс в воде в ходовой рубке. Фактически спасательная операция началась без приказа.
Про вертолет речь вообще не шла – его вроде нет, хотя над городом ежедневно летают военные «вертушки».
В воде – нефтепродукты. Сначала сообщают о превышении нормы в 53 раза, затем в 90 раз, потом – в 157 раз…
Размышления
Прошло уже пять дней после аварии, однако пока что в СМИ только смакуются подробности катастрофы. Между тем, есть вопросы, требующие срочного ответа. Вот только некоторые из них:
- Почему во время военного конфликта, в непосредственной близости от крайне опасного своими грузами порта «Південний», осталось без контроля подозрительное судно, которое вполне могло быть использовано для диверсий?
- Помогут ли Украине 20 новых французских катеров, если при нынешнем, вполне достаточном обеспечении, Морская охрана не может, или не хочет прекратить деятельность нефтяных контрабандистов?
- Что будет, если потерпит крушение судно с большим количеством человек на борту? Где разрекламированные вертолеты МВД, и почему в таких ситуациях не задействуются вертолеты пограничников?
- Почему в такой «малолюдной» ситуации непрофильно работали военные водолазы? Связано ли это с уровнем подготовки гражданских спасателей?
- Почему моряков «Delfi» эвакуировали без спецэкипировки, что угрожало гибелью от переохлаждения?
- Почему спасательные суда не смогли «поймать» и привести в безопасное убежище относительно небольшой танкер с экипажем на борту, несколько часов простоявший на якоре у опасного берега?
- Кто будет платить миллионы за утилизацию «Delfi» (владельца, понятно, найти не удастся)?
И – самое главное.
Почти точно год назад, 20.11.2018, в ту же точку пляжа «Дельфин», при практически одинаковых обстоятельствах (вызывающих те же вопросы) шторм вынес буксир «Параллель», тянувший баржу с контрабандными сигаретами. Выводов никто не сделал.
«Delfi», пожалуй, следует считать вторым предупреждением – уж очень все мистически получается. Почти 100% повтор.
Можно также попробовать спрогнозировать каким будет третье…
Сейчас Верховная Рада готовится принять Закон «Про внутрішній водний транспорт», который, судя по всему, допустит иностранцев на украинские реки и в каботаж. Бункеровать свои суда они, понятное дело, будут с таких вот «Delfi», и исчезать, в случае форс-мажоров – подобно владельцам злосчастного танкера.
Может, кто-то объяснит нашим нардепам, успешно продуцирующим ныне известные сексуальные скандалы, что в результате может возникнуть много «табу»?
Например: шлюзы – табу, питьевая вода – табу, и вообще Днепр – табу.
Во всяком случае, «Параллель» и «Delfi» нас уже предупредили…
P.S.
Бункеровщик окончательно лег на борт и затонул. Одна радость – шторм унес нефтепродукты, а новых не видно. Чайки и прочая водоплавающая живность – с чистыми перышками. Может, все обойдется?
Николай Дубров