Корабельная юность моя

Корабельная юность моя

Предисловие “СиС”.
В октябре 2017 года знаменитый николаевский “Черноморский судостроительный завод” очень скромно отметил свое 120-летие.

Точнее – практически не отметил, да и в каком статусе пребывает ныне само предприятие – непонятно. Существует некая “хитровыгнутая” формула: “ЧСЗ” типа есть, но во всех медиа постится “николаевская верфь Смарт Меритайм Групп (SMG)”. И это, может,  к лучшему – ведь в последнее время SMG с гордостью, как о большом трудовом достижении, пишет про замену 100 тонн металла, да и то на другом судозаводе. Может, и вправду не стоит ставить рядом такие успехи и авианосцы “ЧСЗ”, либо ледокольные суда “ХСЗ”?

Увы, сегодня “Черноморский судостроительный завод” – это в основном  весточки из прошлого. Одна из них была размещена на сайте газеты “Вечерний Николаев”. “СиС” решил перепечатать этот материал в оригинальном виде, без сокращений.  Читайте, вспоминайте. Написано просто, но едва ли нужны какие-то литературные изыски для описания былого величия знаменитой верфи…

Что же ждет завод в будущем? Нам остается надеяться на невероятное – что нынешнее менеджеры “ЧСЗ”  возродят реальное судостроение, либо на фантастическое – что украинская власть сумеет спросить с кого следует за невыполнение инвестиционных обязательств и пр.

Кстати, в Европе, куда Украина вроде идет, государство подстраховывает верфи даже при перепродаже. На деле же мы, судя по отношению к судостроению вообще и к “ЧСЗ” –  в частности, движемся в несколько ином направлении. Впрочем, не будем о неприличном. Лучше  – о славном прошлом…

Я не хочу судьбу иную.
Мне ни на что не променять
Ту заводскую проходную,
Что в люди вывела меня.

Эти слова известной песни живут в душе каждого корабела, потому что завод в течение всей трудовой жизни был вторым домом, надежным  причалом рабочего человека.

На пустыре между железнодорожной станцией и коммерческим портом в 1895 г. бельгийское акционерное общество арендовало землю на 30 лет. Началось строительство частного предприятия «Общество судостроительных механических и литейных заводов». Неофициально он назывался «Наваль» (морской), а в народе — просто «Французский завод», поскольку его технический персонал общался на французском языке.

Уже через два года, в октябре 1897 г., при официальном богослужении и народном гулянии было объявлено о введении завода в эксплуатацию. Он рос, достраивался и вскоре объединился с построенным на соседнем участке «Черноморским механическим и котельным заводом». Началось строительство судов для военного и коммерческого флота, выпуск продукции машиностроения.

На протяжении своей 120-летней истории завод менял название — «Наваль», имени Андре Марти, имени Ивана Носенко, ЧСЗ, но при этом всегда оставался флагманом отечественного судостроения. Его деятельность не вычеркнуть из жизни и истории города, из памяти ветеранов, она представлена в экспозиции музея судостроения и флота, на страницах газет, журналов и книг.

В 1973 г. к 75-летию завода в издательстве «Судостроение», благодаря богатому материалу, собранному работником завода Александром Ивановичем Смирновым, вышла книга «Черноморский судостроительный». Многие годы он был рабкором, знал завод, и его хорошо знали заводчане. Свой трудовой путь начинал в литейном цехе, участвовал в молодежном движении по восстановлению завода в тридцатые годы, прошел с боями от Сталинграда до Белграда. После войны работал инженером, много делал для развития завода, пропаганды научно-технического прогресса, руководил деятельностью заводского технического кабинета, выступал с интересными, содержательными лекциями.

На основе архивных материалов в книге подробно раскрыты исторические предпосылки, юридические и хозяйственные мероприятия, заложенные в основу создания завода. Ярко освещен трудовой энтузиазм довоенных пятилеток, строительство нефтевозов, ледоколов, крейсеров, лидеров, эсминцев. И имена, имена… Лучшие рабочие, трудовые династии — это наши деды и отцы, выросшие в нелегкие годы, самоотверженно трудившиеся, создававшие славу своему заводу.

Дополнительные сведения о трудовых победах заводчан собраны в книге «Наш Черноморский», вышедшей в издательстве «Мысль» в 1989 г. Инициатором ее создания был Леонид Аронович Плясков, ветеран завода, начинавший свой трудовой путь в тридцатые годы и проработавший на ЧСЗ более полувека. Он скрупулезно собирал документальные факты, личные воспоминания о событиях и судьбах конкретных людей.

С волнением читаются страницы о героизме николаевцев на фронтах Великой Отечественной, о нелегких условиях труда заводчан, эвакуированных на восток. Фашистам не достался ни один недостроенный корабль. Уникальные станки, основная часть оборудования были отправлены в Астрахань, Горький, Поти, Сталинград, а потом на Урал и Алтай. Наши специалисты осваивали там производство корпусов танков и самолетов, участвовали в выпуске фугасных и зажигательных бомб, снарядов, минометов, узлов артиллерийских орудий, бронекатеров, производили ремонт судов, перевозивших грузы для фронта.

Страшные разрушения оставили оккупанты в Николаеве. На заводе все было взорвано и сожжено. Но уже на второй день после освобождения города к заводу потянулись люди с лопатами, кирками, инструментом — в большинстве женщины и подростки. Постепенно вернулись из эвакуации специалисты, цеха и отделы были укомплектованы руководством, разработан план восстановления и реконструкции.

Начав с достройки кораблей, строительство которых было прервано войной, завод уже в 1947 г. приступил к строительству цельносварных танкеров и модернизированных артиллерийских крейсеров. В 1949 г. за успешное выполнение государственных заданий и в связи с 50-летием со дня основания завод был награжден орденом Ленина, а 275 его сотрудников, особо отличившихся при восстановлении предприятия и кораблей, получили ордена и медали. Хорошо помню это событие — оно коснулось и нашей семьи. Орден Трудового Красного Знамени получил человек, заменивший мне отца, погибшего на фронте, участник восстановления и сдачи в эксплуатацию крейсера «Куйбышев».

Л.А.Плясков был тесно связан с работой технологических служб, поэтому в его книге подробно освещаются вопросы технического прогресса, совершенствования технологических процессов, за счет чего выросли возможности и мощности завода.

Танкеры, китобазы, сухогрузы разных проектов, несколько поколений траулеров, уникальная машиностроительная продукция, – таков вклад корабелов в развитие народного хозяйства страны.

Новое время, новые масштабы мышления позволили детально рассказать о цехах и сооружениях, о реконструкции завода в разные периоды его деятельности, о заказах, ранее числившихся секретными. К примеру, о том, как в начале 50-х гг. было организовано поточно-позиционное крупносерийное производство подводных лодок. Для оборонного ведомства строились плавмастерские, плавбазы, спецстенды,  а также несколько научно-исследовательских судов для обеспечения связи с космическими кораблями. Обо всем этом с волнением рассказывали люди, проработавшие на заводе не один десяток лет и досконально знавшие свое дело.

Очерки книги «Рожденный в краю корабельном», вышедшей в 1997 г. к столетию завода, – это коллективный труд, воспоминания специалистов о трудовых буднях и достижениях своих цехов, отделов, лабораторий.

Радостным событием для заводчан были спуски и сдачи очередных заказов. Были ситуации, когда что-то не ладилось, не хватало рабочих рук, приходилось работать сверхурочно. Стройки объявлялись молодежными. Так трудились наши отцы, так они учили работать нас — молодое поколение. Ключевым словом нашей трудовой жизни было слово «Надо!». А сегодня, когда я хоть как-то пытаюсь приукрасить территорию возле своего подъезда, нередко слышу в свой адрес ироничное: «Оно тебе надо?!».

ЧСЗ — это не только судостроение, но и машиностроительное, металлургическое, деревообрабатывающее, различные вспомогательные производства, конструкторские и технологические подразделения, научные лаборатории. Это был наш большой дом, наша трудовая семья. У каждого было свое рабочее место и, как в семье — ответственная обязанность по дому.

В очерке «Машиностроительное производство» речь идет об изготовлении как традиционных изделий судового машиностроения, так и уникальных спецустройств. А книга Р.Д.Гиммельштейна «История котельного производства» вышла в 1992 г. и посвящена котлостроению в Николаеве, в т.ч. и на Черноморском заводе.

Самая яркая и значимая страница в истории ЧСЗ — строительство авианесущих кораблей. В ноябре 1945 г. была утверждена программа военного судостроения, однако авианосцы там не значились. Объяснялось это сложностью создания кораблей такого класса и специальных самолетов для них. Путь создания отечественных авианосцев оказался долгим. Лишь в начале 60-х гг. состоялась закладка первого авианесущего корабля. Создание авианесущих крейсеров было поручено ЧСЗ, к тому времени успешно освоившему строительство и сдачу уникальных судов.

Для реализации конструкторских решений, предусмотренных проектами, требовалась концентрация опытных инженерно-технических кадров в конструкторском и технологическом подразделениях завода. Об этом — очерк ведущего специалиста-технолога Леонида Константиновича Назарова.
Для руководства работами по постройке авианесущих кораблей создается отдельное бюро строителей, куда приглашают специалистов из числа производственных мастеров и их помощников. Все они должны были быть как можно моложе, с таким расчетом, чтобы, научившись работать, могли бы дальше обучать новое поколение. Это было мудрое решение руководства, и время показало, что оно было правильным.

В книгах Валерия Васильевича Бабича «Авианосцы» (2003 г.) и «Город Святого Николая и его авианосцы» (2012 г.) показано, каким образом ЧСЗ достиг технологического уровня, позволявшего ему успешно осуществить строительство серии крупных авианесущих кораблей для ВМФ.

Цель этих книг — показать, как мы жили и работали. Это встреча с интересными, талантливыми людьми — создателями авианосцев и палубной авиации. Во время походов на авианесущих крейсерах В.В.Бабич — инженер-судостроитель, участник создания и сдачи всех наших авианосцев, вел дневники, сделал тысячи фотографий. Весь этот материал в душевном изложении автора — бесценный подарок всем николаевским корабелам.
В одном обзоре невозможно вспомнить всех черноморцев, принесших Николаеву славу города корабелов. Возьмите в руки одну из этих книг, и вы снова в кругу товарищей по работе, близких друзей — в семье корабелов.

Много хороших слов хочется сказать о наших фотолетописцах. О трудовых буднях завода, о спусках судов, о людях, их создававших, богатый фотоматериал оставили В.И.Кудашкин, Н.И.Воронцов, И.В.Войков, Б.И.Панов, Д.М.Довгопол, А.А.Кремко, С.Сорокин, А.Гречишников, В.Белоград.

Суда, построенные на стапелях ЧСЗ, не всегда было можно показать в натуральном виде на отраслевых выставках и международных ярмарках. Поэтому на стендах под стеклом стояли их прекрасные копии, с описаниями и техническими характеристиками. Такие суда рождались на необычном стапеле — в судомодельной мастерской. В небольшом помещении на нескольких столах располагался, по сути, целый судостроительный завод в миниатюре, только строили здесь суда не тысячи рабочих, а несколько настоящих волшебников.

Начинал эту сложную и красивую работу известный в городе судомоделист, ювелир, скульптор А.Г.Вычеров. Семнадцатилетним пареньком начал работать увлеченный судомоделизмом Анатолий Федченко. Более тридцати лет возглавлял он этот творческий коллектив.

Модель судна — результат кропотливого труда. Судомоделист должен быть высококвалифицированным токарем, фрезеровщиком и лекальщиком, столяром и маляром, художником и гравером, формовщиком и литейщиком. К примеру, для изготовления модели сухогруза «Капитан Смирнов» пришлось сделать почти четыре тысячи деталей. И каждую — вручную или на миниатюрном станке. Все это умело делал Анатолий Федченко, заслуженно носивший звание «Мастер — золотые руки». Вместе со своими талантливыми соратниками Вячеславом Лантухом, Николаем Прокопенко, Георгием Спринским они изготовили модели головных судов всех серий, строившихся на заводе, которые теперь украшают залы музея судостроения и флота.

Ушли в мир иной многие достойные корабелы, отслужили свой век корабли, которые они создавали. Но память о них жива в сердцах ветеранов завода, в книгах, в стихотворных строках поэтов, бывших свидетелями трудовых будней и побед.

И вопреки заупокойным статьям о нашем судостроении, будем помнить эти исторические события и имена. Надежда умирает последней. Может быть, действительно, и на нашей площади все-таки будет праздник….

Алла Царенко,
ветеран ЧСЗ, в прошлом – библиограф
научно-технической библиотеки завода

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *